...ἀλλὰ μετὰ πραΰτητος καὶ φόβου... (apologist1689) wrote,
...ἀλλὰ μετὰ πραΰτητος καὶ φόβου...
apologist1689

Categories:

Об образе зверя и православной защите иконопочитания

Недавно один православный ЖЖ-ист — в ответ на мои (наверное, невежественные) вопросы по поводу православного иконопочитания — посоветовал для начала прочесть соответствующую главу из интернет-книги прот. Вячеслава Рубского. Я внял совету и прочел.

Рецензировать главу об иконопочитании или оценивать качество ее аргументации не входило в мои планы. Однако на один православный аргумент мне хотелось бы обратить внимание. Хотя бы потому, что он, похоже, полюбился апологетам православия и кочует из книги в книгу.



Аргумент, по сути, сводится к тому, что образ зверя из книги Откровения представляет собой ложную икону. И именно через эту икону сатана попытается в конце времен прельстить истинных христиан. Но если бы истинные христиане никогда не принимали икон в принципе, как бы мог дьявол их искушать? Вывод: использование лжеиконы сатаной предполагает наличие истинных икон, а, значит, и иконопочитания.

(Надо сказать, что практически точно такой же аргумент — хотя и в несколько более осторожных выражениях — использует и православный апологет А. Кураев в своей книге "Протестантам о Православии".)

Но вот как пишет об этом сам прот. В. Рубский:

"О том, что и в новозаветное время, вплоть до времен антихриста у христиан будут в употреблении иконы, говорит апостол Иоанн Богослов, упоминая о лжеиконе зверя. А дьявол, как известно, как негатив, копирует во всем Бога. Сделали образ зверя (Откр. 13,14).

Зверь выйдет из бездны не для того, чтобы прельщать язычников или еретиков, а, если возможно, и избранных (Мф. 24,24). Как же сможет его чудотворное изображение повлиять на христиан, если у них не будет вообще никаких изображений для поклонения?! Как можно прельстить иконой зверя того, для кого и икона Христа - мерзость языческая? (Иер. 7,30)? Если в конце времён “избранными” окажутся баптисты, то их никакими изображениями, даже самыми чудотворными не проймёшь!

Если же силы зла пускаются на такую уловку, значит, истинные христиане - это те, в сознании которых будет жить благоговейное почитание чудотворных икон Христа. Итак, создание фальшивой иконы предполагает наличие подлинной. И указание на поклонение в конце времён образу зверя свидетельствует о том, что оно попытается подменить собой естественное для христиан поклонение образу Бога Истинного." (Орфография и пунктуация сохранены, разбивка на абзацы моя.)


Исходные допущения аргумента «от лжеиконы»

Чтобы объективно оценить вес приведенного аргумента, нам придется четко сформулировать его исходные допущения и проанализировать их истинность в контексте Писания (Откр. 13). Прот. В. Рубский исходит из следующих утверждений:


  1. Зверь явится, чтобы искушать не язычников, но истинных христиан. ("Зверь выйдет из бездны не для того, чтобы прельщать язычников или еретиков, а, если возможно, и избранных".)

  2. Зверь будет пытаться прельстить истинных христиан через чудотворную икону. ("...вплоть до времен антихриста у христиан будут в употреблении иконы... Сделали образ зверя.")

  3. Силам зла было бы невозможно прельщать истинных христиан через лжеиконы, если истинные христиане иконы принципиально отвергают. ("Как можно прельстить иконой зверя того, для кого и икона Христа - мерзость языческая?")




Почему православная аргументация «от лжеиконы» не работает

Из предполагаемой истинности приведенных выше утверждений делается вывод, что у настоящих христиан обязательно должна быть практика иконопочитания. Однако истинны ли эти самые исходные утверждения? Предлагаю разобраться.


Кого же придет прельщать зверь?

Давайте посмотрим на первое утверждение прот. Вячеслава, "зверь выйдет из бездны не для того, чтобы прельщать язычников или еретиков, а, «если возможно, и избранных» (Мф. 24:24)."

Здесь три момента. Первое, сама грамматика выражения "если возможно, и избранных" предполагает, что искушаться будет кто-то еще, кроме избранных. Кто? Ну неверующие, разумеется. "Язычники и еретики", словами прот. Вячеслава. Поэтому первое утверждение уже ложно. Вот если бы прот. Вячеслав написал "зверь выйдет... не только для того, чтобы прельщать язычников... но и избранных", с ним можно было бы вполне согласиться. А так — маленькое слово "только" (точнее, его отсутствие) радикально меняет смысл утверждения.

Желание православного священника исключить из числа искушаемых всяких "язычников и еретиков" вполне понятно. Ведь если — по его мысли — лишь православные могут искушаться лжеиконой, то что среди православных могут делать "язычники и еретики"? У них ведь нет "истинных икон", как же тогда сатана будет прельщать их подделкой?

Второй момент. Ближайший контекст отрывка из Откровения ясно говорит, что силы зла будут прельщать все народы, всю землю, а не только отдельную группу людей. Судите сами:

13:3 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю,
13:4 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?
13:8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.
13:12 Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела

Третий момент. Не совсем понятно, почему прот. В. Рубский вообще ссылается на Мф. 24:24, когда в ближайшем контексте 13-ой главы Откровения ясно сказано, кто будет искушаем? Я, естественно, согласен, что упоминаемые у Матфея лжехристы и лжепророки — силы зла. Но с точки зрения здравой экзегезы остается загадкой, на каком основании ближайший контекст Откровения полностью игнорируется, а вместо него цитируется совсем другая книга Писания.


Что такое «образ зверя»?

Прот. Вячеслав сходу отождествляет "образ зверя" с фальшивой иконой. Никаких оснований он для этого не приводит, поэтому выдумывать за него я их не стану. Замечу только, что речь может идти вовсе не обязательно об иконе:

13:15 И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.

Заметьте, образ властью сатаны оживет и сможет говорить и убивать. Хммм... Одушевленная, говорящая, поражающая смертью икона? Наверное, и такое возможно, но почему следует считать именно так? Семантическое поле греческого слова εἰκών довольно широко. Почему речь не может идти о статуях (тогда истинными верующими — по логике прот. Вячеслава — окажутся, наверное, католики), скульптурах, видениях, голограмме или о чем-то еще? Непонятно.


Могут ли люди быть искушаемы образом зверя, не имея православных икон?

Прот. В. Рубский предполагает, что без практики иконопочитания сатане невозможно было бы искушать истинных христиан фальшивой иконой. Однако так ли это? Вовсе нет. Контекст недвусмысленно говорит, что "все живущие на земле" будут искушаемы по следующим причинам:

Вера в ложные чудеса в широком смысле.
13:3 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю,

13:13 ...творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.
13:14 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле...

Страх смерти.
13:15 И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.

Невозможность "покупать и продавать", не приняв начертания зверя.
13:16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,
13:17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.

Ясно, что все перечисленные средства искушений относятся ко "всем живущим на земле" (Откр. 13:8), а не только к почитающим "истинные православные иконы".


Заключение

Как было показано, ни одно из исходных допущений прот. В. Рубского не подтверждается контекстом Писания. В общем-то, это, на мой взгляд, должно быть очевидно всякому, кто просто внимательно прочтет 13-ую главу Откровения от начала до конца.

Поэтому православный аргумент "от лжеиконы" должен быть отвергнут как несоответствующий Слову Божию.

Аминь!







P.S.Более того, даже если допустить дискуссии ради, что речь в Откровении действительно идет о лжеиконе, из этого никак не вытекает истинность православного иконопочитания! Ведь вполне возможно, что дьявол в этом случае не "подделывается" под "истинные православные иконы", а просто использует повальную веру в ложные чудеса и чудотворные иконы для достижения своих целей. Иными словами, предположим, православные иконы — это идолы. В этом случае сатана ничего не имитирует, он просто создает еще одного идола, которому охотно поклонится всякий, уже приученный к идолопоклонству.

P.P.S.Стих, на который ссылается прот. В. Рубский (Мф. 24:24), весьма интересен. Возможно, прот. Вячеслав считает, что и истинно верующий ("избранный") может стать вероотступником через поклонение зверю?

Конечно, в задачи этой заметки не входит защита учения о неотступности святых. Однако замечу, что прельщение избранных никак не означает возможности их окончательного отпадения. В обсуждаемой главе, например, Иоанн ясно утверждает, что первому зверю поклонятся все те, кто не записан в Книге Жизни от создания мира (Откр. 13:8, ср. Откр. 17:8). Отсюда видно, что все записанные в этой Книге, все искупленные Агнцем, будучи искушаемы, устоят в спасительной вере.




Tags: иконопочитание, иконы, православие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments