...ἀλλὰ μετὰ πραΰτητος καὶ φόβου... (apologist1689) wrote,
...ἀλλὰ μετὰ πραΰτητος καὶ φόβου...
apologist1689

Category:

Десять заповедей, ч. 1

Как среди пребывающих в вере, так и среди отвергающих Евангелие много тех, кто считает, что знаменитые десять заповедей исполнять людям, в общем-то, не так уж сложно и вполне возможно.

Многобожники часто просто не в курсе про "да не будет у тебя других Богов пред лицем Моим". Атеисты зачастую не знают других заповедей, кроме "не убий" и "не укради". Но вот христиане, даже хорошо знающие все десять заповедей, выдвигают совсем другие резоны.



Скажем, когда-то мы с сестрой Тамарой немного подискутировали по этому поводу. Сестра утверждала, например, что и неверующие вполне могут выполнять заповеди, данные Богом Моисею, хотя и не всегда это у них получается. Причем исходное допущение было такое: Бог не мог дать невыполнимых заповедей.

Легко заметить, что это допущение можно без ущерба для смысла переформулировать так: повеления Бога всегда предполагают способность человека их выполнить. (Об этом допущении я уже упоминал ранее. Данная статья является первой в серии разрушения этого очевидно ошибочного, на мой взгляд, допущения.)

Сегодня я хотел бы кратко обосновать, почему в глазах Бога неверующий человек не может выполнить ни одной заповеди, даже "не убий" и "не укради". Постараюсь, чтобы обоснование было не столько богословским, сколько текстовым.


На чем стоят заповеди?

Для начала, давайте обратимся к словам Господа в Ев. от Матфея:

22:36: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
22:37: Иисус сказал ему: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим", -
22:38: сия есть первая и наибольшая заповедь;
22:39: вторая же подобная ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя";
22:40: на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Греч. слово κρεμάννυμι, переведенное здесь как "утверждается", буквально означает "висеть", "быть повешенным". Именно в этом смысле оно используется в Новом Завете шесть раз. В переносном же значении κρεμάννυμι используется в Новом Завете всего один раз, в стихе выше.

В качественных англ. переводах Писания это слово в Мф. 22:40 обычно переводят словом "зависеть", "находиться в зависимости" (что, впрочем, не меняет смысла, ведь и в слове "зависеть" очевиден корень "висеть"):

On these two commandments depend all the Law and the Prophets. (English Standard Version)
On these two commandments depend the whole Law and the Prophets. (New American Standard Bible)

Или, как в переводе Кассиана: "На этих двух заповедях держится весь Закон и Пророки." И действительно, если "висит", то и "держится". А обрежешь — упадет.


В глазах Бога или в наших глазах?

Принимая во внимание слова Господа Иисуса Христа о необходимом основании (или условии) для послушания заповедям, легко понять, почему ап. Павел, например, говорит, что все, что не по вере — грех:

"А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере - грех." (Рим. 14:23)

Но спросит кто-то: "Как же так? Неужели и атеист, не имеющий веры, но исполняющий заповедь "не укради", совершает грех? Почему апостол говорит такие жестокие слова?"

Ответ Писания будет двойным.


Внешняя видимость

Внешне кажется, что атеист поступает в соответствии с заповедью, но на самом деле полное выполнение заповеди "не укради" возможно только и исключительно при выполнении двух других, наибольших. Иными словами, не возлюбив Бога и ближнего как самого себя, атеист — в глазах Бога — не может истинно выполнить никакой заповеди, ибо все они утверждаются на упомянутых Христом первичных повелениях. Если убрать фундамент (то, на чем послушание заповедям утверждается или держится), все здание уподобляется дому на песке, который не может выдержать бури.


Внутренняя суть

Что же происходит внутри, в сердце? Опять же, обратимся к ап. Павлу: "Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу." (Тит. 1:15-16)

Итак, хотя внешне поступок неверного может сообразоваться с выполнением заповеди, внутренне его совесть и ум осквернены, а потому истинное выполнение заповеди невозможно. Ведь, как известно, Бог смотрит на сердце, т. е. учитывает мотивацию поступка. Если неверующий человек совершает доброе дело, не желая при этом прославить Бога и не признавая Его, "добрый" поступок его в глазах Творца является грехом.

Именно поэтому, на мой взгляд, апостол и утверждает, что неверные "не способны ни к какому доброму делу".


Вывод

Всякий христианин должен стремиться к тому, чтобы подчинять свой ум разуму Божьему, а на мир смотреть глазами Бога. Поэтому нам не стоит преувеличивать способность неверующего человека творить добро, памятуя о ясных словах Божественного Писания:

"Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут." (Рим. 8:6-8)

Аминь.






P.S.При этом необходимо помнить, что неспособность человека к истинному послушанию по причине греха не освобождает от ответственности. Не будем забывать, что в приведенном выше стихах, ап. Павел, например, говорит, что плотские помышления — хотя и не способны покориться закону Божьему — тем не менее, ведут к заслуженному осуждению, смерти.






Tags: Бог повелел — значит можешь, арминианские очки, арминианство, исходные допущения арминианства, человекоцентризм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments